Обзор проблем епархии в организации сестричества милосердия и добровольческого служения

IMG_20201210_124704

Руководитель отдела иерей Игорь Залесский , сделал доклад, на котором предоставил обзор проблем епархии по организации сестричества милосердия и добровольческого служения.

Сразу хочу оговориться. Мы объединяем эти два понятия Сестричество милосердия и добровольческое служение не потому, что они одинаковые — нет, это весьма разное служение. Но мы их объединяем в данном случае потому, что одинаковыми являются проблемы, по которым эти служения сложно организовать в наших условиях.
Свое сообщение я хотел бы начать цитатой Владыки Пантелеимона (Шатова), который сказал:
«Сейчас в Церкви развивается множество различных форм добровольческого служения, множество форм сестричеств с различными уставами и задачами, но в этом многообразии неизменным должно оставаться одно – любовь, милосердие и постоянство».

Всегда, во все времена люди помогали друг другу. В России до революции сложилось много традиций такой помощи внутри каждого сословия и всего общества. То, что мы сейчас воспринимаем как особенный подвиг, раньше было делом само собой разумеющимся.
В настоящее время православная сестра милосердия –это не медицинская сестра со средним специальным медицинским образованием. Принципиальной отличительной особенностью является участие медицинской сестры в лечебном процессе и ее статус медработника с правом профессиональной медицинской деятельности, на что не претендует сестра милосердия. Сестра милосердия , в первую очередь, «православная христианка, несущая церковное милосердное служение, сутью которого является служение Христу и спасение своей души и спасение ближнего через духовную и медицинскую помощь страждущему человеку. Сестра милосердия имеет как медицинское, так и духовное образование, помогает безвозмездно».
Как говорил священник Иоанн Янышев протопресвитер дворцового духовенства в записке «Об учреждении общины сестер милосердия в Православной России»: «Община сестер милосердия — это есть святое общество избранных христианок, ради любви ко Христу Спасителю и ради своего спасения добровольно оставивших все в мире, чтобы служить Господу в лице его меньшой братии: больных, сирот, детей, странников, странниц».
Сестричества должны быть живыми центрами, объединяющими вокруг себя людей, желающих потрудиться и послужить Богу и людям.
Возможным это становится, когда подвижница является воцерковленным человеком: регулярно участвует в церковных Таинствах, имеет непоколебимую веру в истинность христианского учения. Эти факторы приводят к духовному росту, который проявляется в деятельной христианской любви. Любовь позволяет ежедневно, через внутренние усилия, совершать героический подвиг у постели больного, невзирая на его социальную принадлежность и внутреннее состояние.
Говоря о проблемах организации добровольческого служения и организации Сестричества милосердия в частности в Переславской епархии, хочется отметить следующие наиболее сложные моменты, которые можно разделить на факторы общего характера и факторы частного характера, имеющие место быть именно в нашей епархии. Из общих можно выделить следующие:
1. В наше время добровольцы уделяют на дела милосердия своё свободное время и силы по желанию и возможностям, по настроению. Однако деятельность сестёр милосердия – это служение, изо дня в день, послушание и серьёзная ответственность. Служение у одра — это, прежде всего, духовный подвиг, а не получение положительных эмоций от участия в лечебном процессе, что, впрочем, правомочно, но не является самоцелью. Такой подвиг не каждому под силу, т.к. подразумевает жертвенность в служении, требует постоянной работы над собой и постоянного нахождения под духовным руководством. В противном случае на почве благих намерений могут возрасти плевелы тщеславия и, возможно, в скором времени возникнет горечь разочарования от чувства собственной несостоятельности в деле быть полезным ближнему.
2. В церковных общинах милосердия велик риск ухода сестер из них по причине нестыковки ожидания с реалиями избранного подвига. Многие сестры и добровольцы приходят, находя себя морально и нравственно готовыми к подвигу, однако на практике это оказывается совсем не так как изначально представлялось служение.
3. В наше время добровольцами часто становятся те, кто хочет найти единомышленников. Это относится и к тем, кто только начинает свой пути в Православии. Это также может привести к разочарованию, так как служение сестер милосердия это не общество по интересам, а, в первую очередь, желание помочь и послужить ближнему, где важен духовный аспект дела.
4. Также добровольцами становятся также те, кто захотел таким образом решить свои каелибо проблнемы: одиночества, карьеры, несостоятельноси общения, положения в обществе и т.д. Это также неправильно, так как не отвечает в данном случае основной цели – жертвенному служению ближнему.
Это то, что касается общих проблем.
Из частных проблем мне хочется обратить внимание на следующие факторы:
1) Фактор нехватки кадров и малочисленности населения. Переславская епархия является небольшой по численности населения (ок. 95 тыс жителей), в основном сельского. Основные города епархии Углич и Переславль с населением 32 тыс. и 38 тыс. жителей соответственно. Из-за близкого расположения к г. Москве наблюдается большой отток молодежи и трудоспособного населения.
2) Возрастной фактор. Посвятить свою жизнь делу служения готов далеко не каждый. И если пожилые люди, поддерживающие свой быт пенсией, могут позволить себе выделить время потрудиться во славу Божию и во спасение души. Молодым людям, студентам это сделать довольно сложно, т.к. в основном деятельная молодежь пытается устроить свою жизнь в больших городах. Зачастую, добровольцами желают быть люди, вышедшие на пенсию, нередко среди них встречаются жители Москвы, Ярославля и других больших городов, переехавшие в малые города или села.
3) Фактор безвозмездности или наоборот «оплаты труда». Работоспособное население, проживающее в епархии основную часть своего времени уделяет финансовой поддержке семьи, т.к. зарплаты невысокие и большинство посвящает свободное от работы время, садово-огородным работам именно для пропитания или дополнительного заработка.
4) Экономический или временной фактор. Работающие и обеспеченные граждане, как правило, не могут уделить достаточного времени сестрическому и добровольческому служению из-за плотного рабочего графика.
5) Образовательный фактор. В нашей епархии отсутствуют учебные заведения медицинской направленности, из которых возможно было бы привлекать молодежь, или на базе которых можно было бы сформировать учебный центр для обучения сестер милосердия.
Вот главные общие и частные проблемы, возникающие при создании сестринского и добровольческого служения в нашей и подобных нашей епархиях. Проблема обозначена.
Таким образом, добровольческое служение и служение сестер милосердия на сегодняшний день является действительно трудным, жертвенным выбором для жителей небольших городов и сельской местности.

Итак, проблема существует. Она нами затронута и обозначена и, я надеюсь, что данный круглый стол поспособствует ее всестороннему рассмотрению, обсуждению и принятию возможных конструктивных решений относительно данной ситуации.
Большое спасибо за внимание!