Нравственные категории стыда и совести в условиях современного социального служения Церкви.

Говоря о социальном служении в Церкви, мы должны очень точно отдавать себе отчет в том, что оно целиком и полностью зависит от критериев истинности той или иной христианской деноминации. Благодать Божия не может быть только на половину, или на четверть, или на еще какой-нибудь процент из ста.

Православные христианские постулаты, как правило, неизменны, и целиком зависят от того, что мы вкладываем в понятия о Вере, Надежде, Любви, которые по слову апостола Павла никогда не иссякнут в истинной Церкви, Главой которой является Сама Любовь, Имя Которой – Бог.
Именно Эта Любовь и долготерпит, и никогда не иссякает в том обществе, которое не подменяет и не изменяет понятия о нравственности в угоду современным течениям, наслоениям, меняющиеся с каждым годом, да что говорить с годом, с каждым мгновением нашей жизни в угоду абсолютно «нравственным», с точки зрения современных людей, позициям мира сего. На деле же происходит явная подмена истинного христианства глупым подражанием сомнительного толка «святым», которые желали прославиться некими делами, которые шли в разрез с истинными понятиями о Церкви, о долге, о стыде и совести, как нравственных категориях, записанных не где-нибудь в учебниках, а прямо в наших душах.
Вообще, любое Церковное служение напрямую связывается с понятиями об истинности веры и восприятия действительности через призму Христовой любви, и никакие заламывания рук или частые, никому не нужные собрания, ни к чему доброму так ещё и не привели. Людей нельзя обратить ко Христу, если они не перевернут собственное восприятие мира, жизни… Ибо и Христос на деле, оказывается, «символом» только того, что мы из без Него любим, чего и без Него хотим. И такое христианство ещё страшнее агностицизма и гедонизма. «…И потому христианский «активизм» в пределах теперешнего «мировоззрения», ощущения жизни – так ложен и даже отвратителен» (по «Дневникам» прот. А. Шмемана).
Богословы связали свою судьбу изнутри с «ученостью». А им гораздо более по пути с поэтами, с искусством, и потому богословие стало пресной академической забавой, не нужной никому, ни в Церкви, ни вне Её.
Итак, потребность в социальном служении вытекает не из намученности и угодливости кому-либо в мире сем, лукавом и грешном, а является потребностью души, когда люди, занимающиеся помощью другим, просто не могут поступать иначе. И вот именно здесь, нравственные богословские категории понятия стыда, совести должны выходить на первый план.
Апостол Павел написал однажды, что когда язычники творят добро, то закон совестливого отношения записан на скрижалях их душ. Вот это именно и является той мотивацией, которая руководит людьми, занимающимися подлинно христианской благотворительностью «не за страх, а за совесть».
Конечно, многие могут возразить и сказать, что без принуждения себя невозможно никому оказать никакой помощи. Без сомнения, заставлять и принуждать себя делать добро нужно каждому, но если за этим принуждением не стоит самого главного, — веры во Христа, в Саму Воплощенную Любовь, никуда не возможно будет, я бы сказал, допрыгнуть. Допустим, помог один, два раза, и на этом все заканчивается. Совесть человеческая успокаивается и начинается самое страшное – возникновение чувства самоудовлетворённости, которое, в свою очередь, является причиной возникновения самого-самого страшного для христианина – чувства гордости от свершённого и содеянного. На наш взгляд, именно об этом пишет святой апостол Павел в послании к римлянам, говоря о так называемой сожжённой совести.
Сколько написано и сказано о Любви! А вот преподобный Максим Исповедник, человек титанического таланта, культуры, учёности говорит о том, что истинную любовь можно искать только у христиан, ибо они Учителем этой любви имеют Саму Любовь, Имя Которой и есть Христос. Сколько бы ни делали различных христианских программ, создавали бы целые институты, занимающимися исследованием социальной деятельности, без ощущения Любви Господней в сердце своем, продвинуться не получится, т.к. лучшей частью этого мира, по слову гениального А.С. Пушкина, «движут жалость и любовь».
В своё время, довольно часто бывая заграницей, мне приходилось встречаться с людьми, которые большую часть своей жизни посвятили помощи ближним. На богословских и другого толка конференциях читались доклады, целиком и полностью посвященные отчётам о проделанной работе. Видно как люди гордятся и, наверно, не понапрасну, тем, что они сделали, кому и как помогли. Эти люди не являются членами Вселенского Православия. Они находятся в тех христианских общинах, которые, на первый взгляд, ничего общего не имеют с Истинной Церковью. Но то добро, которое они делают, видимо покрывает все догматические недостатки в их богословии. Ибо вместо богословия они занимаются конкретной помощью людям, страдающим от различных природных катастроф, катаклизмов. Иногда бывает стыдно, что когда они произносят, что они сделали, так как, к великому сожалению, у нас не ведётся такой работы. Да, можно ссылаться на бедность, на разрушенность наших храмов, на то, что нужно строить, восстанавливать, то, что было разрушено нашим собственным безбожием. Но забывать о помощи и любви к ближнему нам Господь не благословляет. Написано: «рука дающего не оскудеет». Сколько раз мы проверяем себя, когда не жалеем средств, для того, чтобы помочь людям, — и всё равно постоянно сталкиваемся с постоянной жадностью, граничащей с полным отсутствием стыда и совести, как нравственными категориями.
Базовые ценности пребывания и жизни в этом мире, как «юдоли плачевной», именно тем и характерны, что они основополагающие, т.е. те, без которых человеческое сообщество давно бы погибло.
Именно феноменология зла является ключевой темой в таком отделе христианской науки, как нравственное богословие. Перед каждым встаёт вопрос – кто же сотворил зло, если оно так явно выпячивается в нашем мире? Различного толка дуалисты и т.д. высказывают мнения о том, что оно якобы существует в Творце. Истинное христианство всегда боролось с таким утверждением и говорило, что Бог есть Любовь и только Любовь, запрещая при этом искать в богословии, как науке, какие-нибудь лазейки, для того чтобы оправдать свои собственные немощь и лукавство, являющиеся средством для самооправдания и безнаказанности.
Итак, сколько бы мы не говорили о христианстве, всегда перед нами встанет вопрос о социальной деятельности. И где бы мы ни были, в каких бы краях ни жили, всегда нам будет светить фраза из Священного Писания: «по плодам их узнаете их», — то ли с укором, то ли с оправданием…
Можно было бы написать объёмный труд на заданную тему, тем более, что это крайне актуально для нынешнего положения дел в Церкви, но и без этого, всё равно, стыд, совесть всегда останутся базовыми вещами, составляющими основу, в том числе, и служения обществу. Господь говорит, чтобы наша правая рука не знала, что делает левая и наоборот. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, всю жизнь положивший на служение Богу и людям, говорит так: «Ничего не жалейте для людей, всё почитайте за сор и гной, ибо написано: «Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут». Кто же будет бежать от милости Божией?».
Здесь встаёт вопрос о том, правильно ли мы пользуется своей всеобщей грамотностью, что мы читаем, зачем читаем? В условиях современности, как никогда, актуально звучит призыв Православия ежедневно уделять внимание чтению Священного Писания и изучению Священного Предания Церкви. Этот бесценный духовный напиток необходим каждому из нас для того, чтобы мы помнили и знали то, чего не помнит и не знает весь мир, и научили бы его этому нашему бесценному знанию.
Вся жизнь Господа нашего Иисуса Христа была отдана людям. Сведения о жизни Его находятся в основном в Святом Евангелии. Именно оно впечатляло и организовывало людей, даже полнейших атеистов, таких, как например писатель Максим Горький, создавать такие произведения как «Горящее сердце Данко». Пусть это написано было им в молодости, человеком, не имевшим ещё писательского опыта, — но здесь просвечиваются истинные христианские мотивы. Видно как человек, полностью отрицавший церковность, восхищался подвигом Основателя Церкви — Христа. Можно привести массу других примеров, когда люди, впервые соприкоснувшись с личностью Господа, прочитав Евангелие, меняли свою жизнь и начинали хотя бы и тайно служить людям. Без сомнения, эти люди оправданы, т.к. являлись носителями генетической христианской культуры, которая предвосхищала их жизнь. Расплачиваясь за свои ошибки, они даже не догадывались, что в их крови подспудно находится генетическое христианство, Имя которому — Любовь, Которая, как известно, «долготерпит, всему имеет веру и никогда не отпадает».
В заключение скажем, что стремиться помогать людям может только человек, не сжёгший свои совесть и стыд. Такого толка людей необходимо взращивать, воспитывать в нашей Церковной ограде. И путь это будет дело времени, но именно эти люди, как думается, встанут на пути у антихриста, а в последствии, на Страшном Суде всем нам будет чем оправдаться, когда спросят: «Был я наг, и одели ли вы меня? Был я голоден, и накормили ли вы меня? Был я в тюрьме, и посетили ли вы меня?». Итак, Богом данные чувства стыда, совести, без сомнения являются базовыми нравственными категориями при любом виде служения обществу, особенно социальном.